ГДЗ, Решебники, Ответы к урокам для 2–11 классов. | Все сочинения | Пастернак | Сочинение. Мир природы и мир человеческой души в лирике Б.Л. Пастернака

Сочинение. Мир природы и мир человеческой души в лирике Б.Л. Пастернака




Сочинение.

Мир природы и мир человеческой души в лирике Б.Л. Пастернака

..


Про название книги Бориса Пастернака «Сестра моя — жизнь» Марина Цветаева, одчеркивая исключительность Пастернака, сказала, что так не говорят, так к жизни не обращаются. Так обращался к жизни — к брату солнцу, сестрам птицам, брату собственному телу — средневековый монах Франциск Ассизский. Пастернак знал об этом.

И в наше время мироощущение Пастернака имеет определенные аналогии. Весь облик Пастернака — живое воплощение поэзии как удесятеренной восприимчивости, азряженной в ответном чувстве (в стихах). «Милый Пастернак, — писала ему Цветаева, -Вы — явление природы.Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком, и в Вас ударяют все молнии (есть — такие дубы!)…»

Художник, поэт — живой орган, живой центр восприятий. Итак, на первом месте — высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не ревращение жизни в жизнь поэта. По убеждению Пастернака, подлинному искусству следует всегда «быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней».

В понимании Пастернака искусство — явление нравственной жизни. Достигнув высшей художественной зрелости, Пастернак объявляет единственной задачей искусства правду.

Многосторонняя восприимчивость Пастернака (оберегая его от эстетства) обострила в нем внимание к фактам искусства. Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языков, не разными языками, а единым языком искусства, в котором все слова равно ему доступны и равно понятны. Когда Пастернаку понадобилось дать «определение поэзии», он не нашел ничего другого как единым взглядом, и слухом, и осязанием — невыборочно, подряд — охватить окружающее:

Это — круто налившийся свист,Это — щелканье сдавленных льдинок,Это — ночь, леденящая лист,Это — двух соловьев поединок.Это — сладкий заглохший горох,Это — слезы вселенной в лопатках,Это — с пультов и флейт — ФигароНизвергается градом на грядку… («Определение поэзии») Уже в самом начале своего поэтического творчества, при всей тяге к «оригинальности поневоле», Пастернак, сочиняя стихи, составившие книгу «Близнец в тучах», искал в поэзии прежде всего одержательности. В автобиографии он в полушутливой, почти озорной форме сам ыразил особенность своей поэтической работы того времени: «Я ничего не выражал, не отражал, не отображал, не изображал».

Человек познает мир через собственную личность, страсть. Человек познает себя через неприложность общего хода вещей. Врачующая неприложность мира — сколько раз писал о ней Пастернак:

На свете нет тоски такой, Которой снег бы не вылечивал. («Январь 1919 года»)

Открытие мира у Пастернака всегда есть восстановление единства мира. В «Охранной грамоте», вспоминая свои ранние годы, Пастернак подробно описал, как рождается поэзия из перебоев жизненных рядов, из взаимодействия одних явлений и чувств — тех, которые забегают вперед, — с другими, которые отстают. В самом начале поэтического пути, в 1912 году, он нашел для выражения своей эстетической позиции очень емкие слова:

И, как в неслыханную веру,Я в эту ночь перехожу,Где тополь обветшало-серыйЗавесил лунную межу,Где пруд как явленная тайна,Где шепчет яблони прибой,Где сад висит постройкой свайнойИ держит небо пред собой.(«Как бронзовой золой жаровень…»).Поэт в зрелые годы напишет:Я понял жизни цель и чтуТу цель, как цель, и эта цель -Признать, что мне невмоготуМириться с тем, что есть апрель,Что дни — кузнечные мехиИ что растекся полосойОт ели у ели, от ольхиК ольхе, железный и косой,И жидкий, и в снега дорог,Как уголь в пальцы кузнеца,С шипеньем впившийся потокЗари без края и конца.Что в берковец церковный зык,Что взят звонарь в весовщики,Что от капели, от слезыИ от поста болят виски.

Идея безусловного приятия мира, основополагающая у Пастернака, — не отвлеченно-умозрительного свойства. Богатство мира

вполне предметно, «подробно» и постигается шаг за шагом.

Есть в «Сестре» стихотворение «Уроки английского», с той же внутренней композицией, открытой настежь — миру, природе.

Используя мотивы шекспировских трагедий, Пастернак запечатлел в нем трагический и торжественный момент, когда от

человека уходит суетность желаний, включая вчера еще самое важное — любовь, когда душа открывается целому творению и

проникается вечностью.

Когда случилось Дездемоне, -

А жить так мало оставалось, -

Не по любви, своей звезде, она -

По иве, иве разрыдалась…

…Когда случилось петь Офелии -

А горечь слез осточертела -

С какими канула трофеями?

С охапкой верб и чистотела.

Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,

Входили, с сердца замираньем,

В бассейн вселенной, стан свой любящий

Обдать и оглушить мирами.

Пастернак почти не писал стихов, которые можно конкретно и уверенно назвать пейзажными. В «Сестре» основные «темы» -

природа, любовь, искусство, — как правило, ен существуют раздельно, дается сложное соединение, сплав из этих «тем».

Природа служит наглядным эталоном естественности и полноты — такой момент в «Сестре» присутствует, но он не подчеркнут;

природа, в сущности, — один из образов, даже синонимов жизни; разветвленная, многослойная метафора «жизнь — сад»

участвует равно в структурной и философско-лирической концепции книги. Восприятие природы у Пастернака неразительно по

точности и проникновению, но природа, будучи самым близким и полным синонимом жизни, не является в этом отношении чем-то

исключительным и единственным. Открытое лирическое чувство (любовь) или мир вещей (вплоть до интерьера) выполняют ту же

роль. Жизнь шире любого из этих образно-тематических рядов, и каждый из них, становясь непосредственным «предметом»

стихотворения, как бы стремится представить и выразить всю жизнь, поэтому они практически взаимозаменяемы и тем более

полно являют жизнь в своей совокупности, взаимопроникновении.

И второе. Тема природы (осознанная именно как тема) почти неотвратимо порождает у поэтов натурфилософские вопросы: о

саморазвитии природы, о начале и конце человека в ней, о стихии и разуме. Между тем самосознание человека — «мыслящего

тростника» — чувство причастности природе и одновременно отделимости от нее — не характерно для Пастернака, точнее — он

не дает этому чувству простора, воли, так или иначе трансформирует его.

Поэтическое восприятие Пастернака позволило «во всем … дойти до самой сути», раскрыть сложные «вечные» темы.

Скачать Сочинение.

..

..


| 20.10.2012